Сейчас будет простыня. Потенциально не слишком приятная и, возможно, слишком серьёзная для формата этой странички, но мне важно это сказать.
Хочу поговорить про одну штуку, в которой, на первый взгляд, нет ничего плохого, а даже наоборот, есть хорошее. Но именно что на первый взгляд, пока ты смотришь на ситуацию со стороны, не особо в неё вникая.
Я сейчас про то, что мой опыт, как сильно слабовидящего человека и бисерщика, кого-то на что-то вдохновляет и мотивирует.
Начну немного издалека. Когда-то, сразу после универа, я пыталась искать работу. Без особого энтузиазма, но пыталась, ходила по собеседованиям, искала, где бы применить своё философско-культурологическое образование так, чтобы это не очень противоречило тому, чем хочется заниматься по жизни. Знаете, о чём меня спрашивали? Нет, не о моих навыках и достижениях. Меня спрашивали о том, как я самостоятельно одеваюсь и перехожу дорогу. Меня спрашивали о вещах, которые вообще-то нормальны и естественны для любого взрослого человека, и когда тебя об этом спрашивают, то как-бы исключают из круга этих самых нормальных взрослых людей. А когда выясняют, что ты всё-таки, о чудо, как-то справляешься с простейшими бытовыми вещами, начинают хлопать ресницами и смотреть как на говорящую обезьянку. На работу при этом всё равно не берут, правда.
Примерно то же самое происходит, когда мне говорят, что я кого-то вдохновляю. Это тоже вынесение за скобки, только, вроде как, в положительном смысле. Но я-то, как любой человек, хочу к себе просто нормального человеческого отношения. Чуваки, я не совершаю подвигов. Я не летала в космос, не совершала гениальных открытий, не сделала в жизни ничего по-настоящему крутого. Я просто живу. Просто делаю то, что мне нравится делать. Отсутствие полнофункционального зрения меня замедляет и мешает освоить некоторые техники, но в целом не играет такой уж большой роли в моём ремесле. Я делаю тоже, что и вы, просто мне немного неудобнее. Мне очень важно делать это максимально хорошо, потому что иначе зачем бы вообще всё это? Я хочу общаться с коллегами, дружить, обмениваться полезными ништяками и работами, вместе обсуждать новое, смеяться и переживать, а не чтобы мной восхищались. Моими работами можно, если они действительно удаются, но мной-то самой за что? Быть мной – тот ещё дурацкий квест. Иногда он бесит, иногда, наоборот, приносит много радости, но, в любом случае, он мой, и это неизменяемо.
При этом у каждого из вас свои квесты, про которые я ничего не знаю, но это не значит, что вам легче или сложнее, или, вообще, как-то сравнимо. То, что у вас нет проблем со зрением, не значит ведь, что у вас нет проблем вообще, или что они от этого меньше проблемы. И каждым, при желании, можно восхищаться в какие-то моменты жизни, а в другие моменты сочувствовать, а в третьи испытывать ещё огромный спектр всяких эмоций. И круто было бы, если бы эти эмоции обусловливались человеческими качествами того, кому они адресованы, а не его диагнозами или иными жизненными траблами, совсем без которых не обходится ни одна судьба.
Это не кокетство, не обесценивание своих достижений или ваших добрых намерений. Просто все эти вещи неочевидны снаружи, и иногда их бывает нужно проговорить словами, что я и пытаюсь сделать. Если вам действительно небезразлична жизнь людей с разнообразными особенностями здоровья, то важно помнить, что нам очень хочется быть просто людьми. Не говорящими обезьянками, не иллюстрациями своих диагнозов, не одушевлёнными мотиваторами, и не молчаливым укором тем, у кого нет времени, сил или желания делать что-то из того, что делаем мы. Всё это – вещи одного порядка, хотя и с разными векторами, и всё это про вынесение за скобки. Именно здесь проходит черта, которой лучше бы не было. И именно отсюда начинается настоящее принятие и взаимоуважение.